Национальный союз мясопереработчиков
1 месяц назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Союз успешно противостоит ужесточению ответственности за нарушение невыполнимых требований

Союз успешно противостоит ужесточению ответственности за нарушение невыполнимых требований

В августе текущего года публичное обсуждение проходил проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований технических регламентов», предусматривающий фиксированный штраф, установленный частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ в пределах «от семисот до одного миллиона рублей», заменить оборотным штрафом в размере 3 процентов суммы выручки от реализации продукции за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации такого вида продукции в предшествующем календарном году, но не менее 2 млн. рублей.

Между тем согласно проектируемым нормам индивидуальные предприниматели приравниваются к юридическим лицам в части размеров штрафных санкций. Согласно действующим нормам административный штраф за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет от 40 до 50 тыс. рублей. Принятие проекта акта в представленной редакции увеличивает нижнюю границу штрафных санкций до 2 000 тыс. рублей. То есть речь идет о 50-кратном увеличении минимального размера административного штрафа. 

Статистические данные приводимые в пояснительной записке в целях обоснования разработки и внесения изменений носят весьма общий характер: по информации Роспотребнадзора 2018 году возбуждено 43119 дел об административных правонарушениях, Росстандартом возбуждено 846 дел, Ространснадзором — 1182. При этом не ясно, какие из эпизодов действительно привели к «созданию угрозы» жизни и здоровью, а какие связаны с чисто техническим исполнением требований регламентов, например, неточностью маркировки в части указания пищевой ценности.

Проблема также заключается в том, что в редакции статьи 14.43 КоАП слова «повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений» трактуются контролирующими органами весьма расширительно (особенно «создавшие угрозу»). При этом что такое «угроза», «вред», как их зафиксировать, доказать источник возникновения и измерить последствия не уточняется.

При этом всем известно о существовании невыполнимых требований и неурегулированных законодательных пробелах. На примере мясоперерабатывающей отрасли это указание пищевой ценности и «следовые ДНК», например. В связи с чем ужесточение ответственности за не выполнение заведомо невыполнимых требований не может быть поддержано бизнес-сообществом.

Позиция Союза была направлена в государственные органы, заинтересованные ведомства и ФОИВы.

По итогам рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований технических регламентов» Минэкономразвития России представило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.

Работа по проработке законодательных инициатив и подготовке предложений по их корректировке будет продолжена «Союзом».

Сохранить к себе: